Генеральная прокуратура Российской Федерации поручила прокурорам принять дополнительные меры по противодействию коррупции в органах государственной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления.


27 Декабрь, 2006 - 14:16
Версия для печати

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.10.2005 № 1789-р «О концепции административной реформы в Российской Федерации», предусмотрена разработка и принятие правовых актов и антикоррупционных программ для создания механизмов противодействия коррупции. Однако в субъектах Российской Федерации лишь в единичных случаях приняты такие программы, которые носят декларативный характер, либо содержат перечень планируемых проверочных мероприятий, включенных по предложению правоохранительных органов, исполнителями которых являются правоохранительные органы, а органы исполнительной власти остаются безучастными в работе по борьбе с коррупцией.

Примером положительной работы по разработке механизмов противодействия коррупции является работа органов государственной власти Республики Татарстан. Государственным Советом Республики Татарстан 30.03.2006 принят Закон «О противодействии коррупции в Республике Татарстан», который определяет задачи, принципы, основные направления и формы противодействия коррупции. Большая часть норм закона посвящена системе мер предупреждения коррупционных проявлений, в которую входят: антикоррупционные программы, экспертиза правовых актов и их проектов, мониторинг; антикоррупционное образование и пропаганда; оказание государственной поддержки деятельности общественных объединений, создаваемых в целях противодействия коррупции.

Положительным примером является создание в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре комиссии по проверке правовых актов на предмет коррупционности их положений.

Законом Липецкой области «О нормативных правовых актах Липецкой области» обозначены коррупционные факторы, содержание которых не допускается в нормативных правовых актах органов государственной власти области. Данными факторами определены: множественность вариантов диспозиций правовых норм; наличие коллизий правовых норм; определение компетенции по формуле «вправе»; широта дискреционных полномочий, позволяющая органам государственной власти области действовать по усмотрению в зависимости от обстоятельств; отсутствие административных процедур; завышенные требования к лицу, предъявляемые для реализации принадлежащего ему права; отсутствие конкурсных (аукционных) процедур; отсутствие детализированных запретов и ограничений для государственных служащих; отсутствие контроля, в том числе общественного, за деятельностью государственных органов и государственных служащих области; пробелы в нормативном правовом регулировании; отсутствие связи «право гражданина-обязанность государственного органа».

Постановлением администрации Нижегородской области от 11.06.99 «О комплексной программе мер по предупреждению коррупции в Нижегородской области» предусмотрены антикоррупционные мероприятия в различных сферах хозяйствования и управления (в кредитно-финансовой и банковской системах, в сфере приватизации и земельной реформы, в сфере промышленности, обращения стратегических ресурсов, в социальной и бюджетной сферах, в сфере потребительского рынка, в органах государственной власти и управления). Кроме того, достаточно предметные мероприятия антикоррупционного значения содержатся и в программе проведения административной реформы, утвержденной распоряжением правительства Нижегородской области в 2006 году, из которых можно выделить мероприятия по повышению эффективности системы государственных закупок; разработка методологии мониторинга цен (тарифов), издание бюллетеня предельных (максимальных) цен на продукцию, закупаемую для государственных нужд; разработка порядка определения начальной стоимости контракта на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт объектов государственного заказа.

В постановлении администрации Воронежской области «О противодействии коррупции» предусмотрено введение в практику проведения открытого обсуждения законопроектов; упрощение процедур, связанных с лицензированием по принципу «одного окна»; организация «горячей линии» для мониторинга фактов коррупции; выпуск справочников административных процедур для населения, в которых в доступной форме изложены правила осуществления различных административных процедур, применяемых в органах власти; разработка механизма обмена информацией с правоохранительными органами по проверке лиц, претендующих на поступление на государственную гражданскую службу, с целью предотвращения проникновения в органы власти граждан, преследующих преступные или корыстные цели.

Прокурорам субъектов Российской Федерации поручено внести предложения в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления о принятии региональных программ по противодействию коррупции, используя прокурорские полномочия по участию в правотворческой деятельности; создании межведомственных групп по изучению правовых актов на предмет противодействия коррупции; изучить уставы муниципальных образований на предмет наличия в них ограничений муниципальных служащих; рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления использовать положительный опыт противодействия коррупции других регионов.

Генеральной прокуратурой Российской Федерации установлен контроль за работой прокуроров по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции.

Источник информации: сайт Генеральной прокуратуры Российской Федерации