Проверена законность исполнения полномочий местной власти в части обеспечения водоснабжения Аркадака.


24 Ноябрь, 2005 - 16:04
Версия для печати

Прокуратурой Аркадакского района в ноябре 2005 г. в ходе проверки законности исполнения органами местной власти полномочий по осуществлению водоснабжения установлены нарушения законодательства об организации местного самоуправления и недропользовании.

Установлено, что МУП "Аркадакское водопроводно-канализационное хозяйство", осуществляющее водоснабжение города, 7 августа 2003 года получило лицензию на право пользования недрами с целевым назначением и видами работ – доразведка Аркадакского месторождения с параллельной добычей подземных вод для водоснабжения Аркадака.

С учетом шести построенных в настоящее время скважин возможна добыча 6 000 куб метров воды в сутки. В соответствии с представленной МУП "Аркадакский водоканал" информацией расчетное водопотребление Аркадака составляет 2300 куб. метров воды в сутки.

Проверкой было установлено, что возможно введение в эксплуатацию первой очереди строительства водозабора, тем более, что технические условия для этого имеются. Однако необходимо провести монтаж фильтров-поглотителей на существующие резервуары.

По представленной информации администрацией района постоянно направляются ходатайства в Правительство области, областную Думу о содействии в финансировании и проведении работ по дальнейшему строительству водозабора г. Аркадак. Однако собственные полномочия по решению вопросов местного значения администрацией района исполняются ненадлежащим образом.

Федеральный закон от 28 августа 1995 г. N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в ст. 6 устанавливает предметы ведения местного самоуправления, к которым, в частности, отнесены:

комплексное социально-экономическое развитие муниципального образования;

регулирование использования водных объектов местного значения, месторождений общераспространенных полезных ископаемых, а также недр для строительства подземных сооружений местного значения;

организация, содержание и развитие муниципальных энерго-, газо-, тепло-, и водоснабжения и канализации.

В соответствии со ст.ст. 9,14 Бюджетного кодекса РФ к бюджетным полномочиям органов местного самоуправления относится установление и исполнение расходных обязательств муниципального образования. В местных бюджетах в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации предусматриваются средства, направляемые на исполнение расходных обязательств муниципальных образований в связи с осуществлением органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения. Одним из принципов бюджетной системы РФ в ст. 28 БК РФ указан принцип полноты отражения доходов и расходов бюджета.

В нарушение данных требований бюджетного законодательства в бюджете ОМО Аркадакского района на 2005 год не предусмотрено финансирование мероприятий по строительству водозабора г. Аркадака, администрацией района не изыскиваются средства для финансирования первоочередных мер по организации муниципального водоснабжения, не решен вопрос о введении в эксплуатацию первой очереди строительства.

Между тем необходимость строительства нового водозабора является наиболее важной проблемой г. Аркадака. По поступившей информации Роспотребнадзора из 105 отобранных проб в текущем году 105 (100%) не соответствуют бактериологическим показателям, из 58 проб на химический анализ 42 нестандартные (72%). Вода не соответствует требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода". МУП "Аркадакский водоканал" поставляется вода из р. Хопер для производственного и хозяйственно-бытового водоснабжения. Не выполняются условия соглашения о пользовании недрами, касающиеся сроков строительства и введения в эксплуатацию нового водозабора.

Данная обстановка сказывается на ухудшении эпидемиологической обстановки по кишечным инфекциям. По сравнению с 2004 годом заболеваемость возросла в 1,4 раза, за 9 месяцев зарегистрировано 86 случаев, из них детей до 14 лет 43 (50 %). Заболеваемость превышает среднеобластные показатели.

В ст. 22 Закона РФ "О недрах" указано, что одной из основных обязанностей пользователя недр (МУП "Аркадакский водоканал") является обеспечение выполнения условий, установленных лицензией.

В п. 3.1 Соглашения об условиях пользования участком недр, которое является неотъемлемым приложением к полученной муниципальным предприятием лицензии, предусматривается, что ввод водозабора в промышленную эксплуатацию должен быть завершен во II квартале 2004 года. Как показала проверка, руководством предприятия не принимается необходимых мер по строительству водозабора в оговоренные сроки, тем самым нарушаются лицензионные условия.

В связи с выявленными нарушениями и особой общественной значимостью проблемы водоснабжения прокуратурой района главе района и директору МУП "Аркадакский водоканал" внесены представления об устранении выявленных нарушений, которые находятся на рассмотрении. Ранее МУП "Аркадакский водоканал" неоднократно привлекалось органами Роспотребнадзора к административной ответственности за ненадлежащее качество водоснабжения города.