Прокуратурой области обобщено состояние законности в сфере применения комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав административного законодательства.


19 Май, 2006 - 17:14
Версия для печати

Прокуратурой области обобщено состояние законности в сфере применения комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав административного законодательства, а также принятия мер по защите и восстановлению прав и законных интересов несовершеннолетних, выявлению и устранению причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних.

Проверкой были охвачены все районные комиссии по делам несовершеннолетних г.Саратова за период их деятельности с декабря 2005 года по февраль 2006 г., изучено почти 500 административных производств.

Как показала практика, областной межведомственной комиссией по делам несовершеннолетних ненадлежащим образом исполнялась ст.5 Закона Саратовской области от 29.12.2004 г. № 120-ЗСО "О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в Саратовской области" в части осуществления контроля за деятельностью нижестоящих комиссий, что способствовало многочисленным нарушениям требований Кодекса об административных правонарушениях РФ при подготовке, рассмотрении и вынесении постановлений по делам о правонарушениях взрослых лиц и несовершеннолетних, безразличному отношению к ущемлению прав и законных интересов детей.

Игнорирование комиссиями г.Саратова требований ст.29.1. КоАП РФ при подготовке к рассмотрению дел об административных правонарушениях приводило к вынесению незаконных и необоснованных постановлений.

Принимались к производству протоколы, составленные работниками милиции с грубыми нарушениями действующего законодательства, однако принципиальная оценка им не давалась.

Некачественно составленные протоколы об административных правонарушениях возвращались в редких случаях. Несмотря на отсутствие во многих из них сведений о месте, времени и событии правонарушения, мер к устранению этих недостатков не принималось, что обусловило вынесение заведомо необоснованных постановлений самими комиссиями.

В нарушение требований п.7 ст.26.1. КоАП РФ, а также п.2 ч.1 ст.21 Федерального закона № 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" комиссиями не принималось мер к установлению причин и условий распространения пьянства среди несовершеннолетних, роли взрослых лиц, способствовавших или не препятствовавших алкоголизации молодежи, в том числе работников торговли, незаконно осуществлявших реализацию им алкогольной продукции.

В ходе рассмотрения административных материалов при выявлении фактов грубого попирания прав и законных интересов несовершеннолетних детей, жестокого с ними обращения, адекватных и своевременных мер по их защите не предпринималось.

На момент выявления неблагополучных семей в большинстве из них родители уже длительное время злоупотребляли спиртными напитками, забота о детях отсутствовала. Как показывает практика, даже там, где нет никакой надежды на восстановление семейного благополучия, профилактические мероприятия проводились годами, хотя эффект от них был нулевым. Процесс сбора информации, документов и иных сведений, необходимых для лишения либо ограничения в родительских правах, также превышал все разумные сроки и носил бессистемный характер.

Так, в Октябрьском районе г.Саратова при рассмотрении административного материала установлено, что супруги Я. длительное время злоупотребляли спиртными напитками, на момент многочисленных проверок находились в состоянии опьянения. Ни желания, ни средств для содержания и воспитания 6-летней дочери они не имели. Как инвалид детства девочка нуждалась в особом питании, лечении и уходе, которые по вине родителей отсутствовали. Вместо инициирования сбора документов для лишения либо ограничения в родительских правах этих "горе-родителей" комиссия ограничилась объявлением матери предупреждения и постановкой семьи на учет как находящейся в социально-опасном положении. Вопрос о привлечении отца к ответственности вообще не ставился.

Заторможенная реакция государственных органов на подобные факты способствовала длительному нахождению детей в условиях угрожающих их жизни и здоровью, что недопустимо.

По выявленным нарушениям прокурором области внесено представление губернатору области.

В мае текущего года прокуратурой области по изложенным проблемам будет проведено расширенное оперативное совещание с приглашением должностных лиц ГУВД, МКДН области, УВД и РУОВД г.Саратова, председателей комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, прокуроров всех районов г.Саратова и других лиц.